Главная chevron_right Наука chevron_right Календарь научных мероприятий
Круглый стол «Обучение языку специальности на этапе предвузовской подготовки»
Пленарное заседание
Секция 1
Секция 2
Мастер-класс
23 мая в Институте был проведён круглый стол, посвящённый особенностям преподавания языка специальности на этапе предвузовской подготовки.
По своему масштабу и составу участников (в мероприятии приняли участие около 150 специалистов из 13 стран и 33 городов) круглый стол вполне можно было бы назвать конференцией.
Открыла круглый стол академик РАО проректор МГУ профессор Т.В. Кортава. Татьяна Владимировна тепло приветствовала участников, отметив ведущую роль ИРЯиК в преподавании РКИ и подготовке иностранных учащихся к учёбе в российских вузах. О важности деятельности подфаков говорили в приветственных словах советник генерального секретаря Международного русофилов В.В. Кочин и генеральный директор Международного координационного совета выпускников учебных заведений, доцент МГУ Габриель Анисет Кочофа.
Интересным и разнообразным было пленарное заседание. Доцент Петербургского политехнического университета Петра Великого В.Д. Горбенко рассказала, как, с её точки зрения, должен выглядеть современный учебник по языку специальности. Как обычно, ярким и эмоциональным получилось сообщение профессора филологического факультета МГУ М.Ю. Сидоровой, которая рассказала о двух типах учебников для иностранцах: монологическом и диалогическом. Директор ИРЯиК Д.А. Пичугина поделилась своими наблюдениями за тем, как меняются научные термины и каким образом этот процесс должен отображаться в учебниках по специальности, которыми пользуются иностранные учащиеся. Из выступления профессора филологического факультета МГУ Л.А.Дунаевой участники круглого стола узнали об этапах разработки единого экзамена по русскому языку и о том, как авторы экзаменационных материалов отражали в них особенности языка науки.
Во время перерыва коллеги из разных учебных заведений тепло общались. Многие уже были знакомы, а кто-то познакомился на круглом столе, одном из мероприятий, которые ИРЯиК регулярно проводит для объединения и сплочения сообщества российских и зарубежных преподавателей РКИ.
После перерыва начались заседания секций. Заседания проходили в смешанном формате. В первой секции, которую вели доценты Института А.П. Забровский и В.В. Частных, приняли участие более 40 человек. Было заслушано 13 сообщений, каждое из которых сопровождалось живым обсуждением и дискуссией. Среди выступающих были представители Московского университета (А.В. Хлопьянов, В.П. Ходус, Н.М. Воробьёва, А.П. Забровский, В.В. Частных, А.В. Петракова, Н.Н. Пуряева, Е.Н. Гулидова), Казанского (Приволжского) федерального университета (Т.П.Трошкина, Д.Ю. Сулейменова), университета МГУ – ППИ в Шеньчжене (О.Н.Короткова), Московского государственного института культуры (Е.О. Матвеева), Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (С.А. Шмалько-Затинацкая). В своих выступлениях докладчики рассказывали об использовании как традиционных методик преподавания языка специальности, так и о новых разработках с применением новейших научных достижений (например, искусственного интеллекта). Несмотря на то, что заседание секции продолжалось три с половиной часа, большинство слушателей оставались до конца. Заслуга создания творческой и доброжелательной атмосферы в секции, во многом принадлежит её ведущим, которые своими вопросами и комментариями вовлекали в профессиональное общение всех участников.
Во второй секции круглого стола, которую вели наша гостья из Казанского (Приволжского) федерального университета, завкафедрой общеобразовательных дисциплин подготовительного факультета доцент Е.Д. Шимкович и доцент ИРЯиК А.С. Смирнов, было представлено 14 докладов.
Открылось заседание секции ярким докладом коллег из КФУ Ю.Н. Гореловой и Е.Д. Шимкович "Роль олимпиады в развитии образовательного потенциала иностранных абитуриентов по языку специальности". Они рассказали об особенностях организации олимпиад для иностранных учащихся предвуза по русскому языку как иностранному и специальным предметам, показав возможности интеграции языковой и предметной составляющих в рамках одного мероприятия. Выступающие отметили важность проведения олимпиад для развития межкультурного взаимодействия, расширения общего кругозора, развития навыков критического мышления и углубленного освоения профессиональной лексики и терминологии.
Особый интерес вызвал доклад доцента Института международного образования Воронежского государственного университета Н.А. Власовой "Продуктивная неудача как средство обучения языку специальности на этапе предвузовской подготовки", в котором автор на основании модели, предложенной Ману Капуром, рассмотрела возможности применения при проектировании занятий принципа четырех шагов.
Доцент ИРЯиК А. П. Жорова в докладе «Проблема контроля при обучении языку специальности на современном этапе» отметила низкую мотивацию студентов на занятиях по языку специальности. С её точки зрения, учебной целью для современной молодежи является не получение образования как такового, а решение локальных тактических задач.
Старший преподаватель филологического факультета МГУ Н.С. Ивашинина рассказала о разработке предтекстовых упражнений для иностранных учащихся, обучающихся по специальности менеджмент.
Все присутствующие на заседании секции математики отметили яркий доклад преподавателя ИРЯиК О.И. Черчук , в котором был проведен сравнительный анализ математической символики, используемой в Китае и России.
Живую дискуссию среди участников секции вызвали два доклада преподавателей ИРИЯиК : "Приемы работы с текстами научного стиля" Е.А. Трофимовой и "Структурирование и схематизация учебных текстов по специальности "Научный стиль речи"" Л.В. Чевардиной.
В субботу для всех участников круглого стола были организованы мастер-классы и замечательная экскурсия в Ботанический сад МГУ.